ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

НЯЗЕПЕТРОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тревожная ситуация

28 января на очередном аппаратном совещании при главе администрации Нязепетровского муниципального района продолжился отчет руководителей отдельных подразделений по итогам их работы в 2015 году. С таким отчетом выступила и начальник управления образования Раиса Владимировна Лаврова.

Материальная база, по крайней мере, части наших школ остается крайне слабой. Из 15 общеобразовательных учреждений района соответствуют всем современным требованиям только 5. В еще 5 учреждениях, как и 100 лет назад, сохраняется печное отопление, а туалеты находятся на улице. В 4 школах отсутствует водопровод.

Есть и изменения, но они не всегда положительные. Например, произошло резкое снижение числа учеников, которые после окончания 9 классов продолжают обучение в старших классах общеобразовательной школы. Более половины выпускников девятилетки 2015 года (52,07%) ушли продолжать обучение в учреждения среднего и начального профтехобразования.

Неуклонно растет количество детей, имеющих особые образовательные потребности. На треть за 5 лет (с 22 до 33) увеличилось в районе количество детей-инвалидов. На 17 человек за это же время стало больше детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Со здоровьем наших детей, вообще, далеко не все в порядке. Как отметила Раиса Владимировна, несмотря на принимаемые меры только 602 воспитанника детских садов из 1061 отнесены к первой группе здоровья. Чуть больше половины. Хотя применяются в этих учреждениях процедуры закаливания. Немного подросли нормы потребления отдельных видов продуктов питания. Средняя стоимость продуктовой корзины на одного ребенка в день за последний год в детских садах выросла с 52,69 рубля до 73,44. Цифра, конечно, очень нищенская. Да и может ли это, вообще, оказать сколь-нибудь значимое влияние на здоровье ребенка?

Но главная задача управления образования – это все-таки дать детям это самое образование на достойном уровне. И здесь у нас в последнее время тоже получился определенный провал.

По рейтингу среднего взвешенного балла ЕГЭ Нязепетровский муниципальный район в 2015 году занял 32-е место среди 49 городов и районов Челябинской области. Причем наши выпускники продемонстрировали в 2015 году очень разный уровень образованности по разным предметам. Например, по литературе наши выпускники заняли в этом рейтинге очень высокое 2-е место из 46 территорий, участвовавших в экзамене по этому предмету. На 28 месте из 49 оказались мы по английскому языку и на 30-м по истории, что тоже можно отнести, пусть к сдержанному, но все-таки оптимизму. А вот в экзамене по информатике наши выпускники заняли самое последнее – 46 место из 46 возможных. 48-е место из 48 возможных досталось нязепетровцам по базовой математике. Хотя несколько лучше, по профильной математике – 34-е из 49. На 45-46 местах мы оказались по физике, химии, биологии. 42-е место из 49 у нас по русскому языку.

В чем причины?  

На заседании говорили о старении учительских кадров. Педагогов в возрасте моложе 30 лет в школах района осталось около 11%. Год от года все больше становится пенсионеров среди учителей. Говорили и о том, что в ряде школ, вообще, отсутствуют сегодня профессиональные учителя-предметники по отдельным дисциплинам. Особенно тревожная ситуация складывается с преподавателями физики. Как отметила Р.В. Лаврова, в прошедшем году Челябинский педагогический университет поставил в школы области всего 14 выпускников этой специальности. И никто из них в Нязепетровск, к сожалению, и не собирался приезжать.

Справедливости ради нужно сказать, что, конечно, не только эти моменты характеризуют ситуацию в системе образования Нязепетровского района. Есть и талантливые ученики, и педагоги-подвижники. И об этих фактах тоже нужно громко говорить. Только, возможно, не в этот раз. Не нужно ими затушевывать очень тревожную картину, которая складывается в этой сфере в целом. Пока не похоже, что повышение заработной платы учителей автоматически обеспечивает нам решение всех остальных проблем народного образования. Ничего оно не обеспечивает и не стимулирует, как показывает опыт. Дело оказывается намного сложнее.